Спонтанность и закономерность

По сравнению с застывшим прошлым и полным прогнозов будущим, Настоящее куда более спонтанно. Но в каждой спонтанности есть свои закономерности. И в каждом из нас, я полагаю, есть интуитивное, архетипическое понимание того, какой набор качеств и поступков свойствен образу жизни просветлённого существа, а какой нет. Если же вы всё-таки сомневаетесь в правильности своего интуитивного знания, тогда, пожалуйста, ответьте:

· Как предпочтительно поступит просветлённый человек: деструктивно или конструктивно?

· Станет говорить торопливо и неразборчиво или не спеша и ясно?

· Видит себя судьёй над всеми или сопереживает происходящему?

· Напряжён или расслаблен?

· Дышит медленно и глубоко или быстро и отрывисто?

· Улыбчив или сумрачен и хмур?

· Всегда серьёзен или обладает отменным чувством юмора?

· Склонен к самоотрицанию, потаканию себе или гармонично уравновешен?

· Ведёт себя свысока, с чувством превосходства или обращается с каждым как с равным?

Будь в этом списки и полсотни вопросов – вы без труда ответили бы на все. Ибо некая часть вас – та, что пробуждена , – знает ответы.

И всё-таки повседневность неизменно чревата обстоятельствами, в которых образ действий просветлённого существа вовсе не столь очевиден. В таких случаях я советую положиться на такие четыре модели поведения:

· Поступайте так, будто в совершенстве овладели уроками Двенадцати врат. То есть: осознали собственную ценность, имеете достаточную силу воли, запас телесной энергии, материальный достаток, ясность ума, проникновенность интуиции, отважное сердце и устремлённость к служению миру, и при этом ваше внимание высвобождено, а сознание – расширено.

· Задайте себе вопрос: «Как бы сейчас поступило Высшее «Я», то есть та часть меня, которая отважна, жертвенна и мудра?» А затем поступите именно так.

· Если у вас сильно выраженная ориентация на некую личность, ваш идеал божественности и мудрости – Иисус. Например, или Будда, – то спросите себя: «Как бы сейчас поступил этот человек?»

· Или можно (как это часто делаю я сам) просто произнести: «Боже, да будет воля Твоя!» – а затем довериться и действовать.

На съёмочной площадке

Вероятно, вы никогда ранее не моделировали намеренно просветлённого поведения. Может, просто потому, что перед вами не ставили такой задачи. До тех пор, пока вы не открыли эту книгу. Давайте попробуем?

Представьте себе, что вы утверждены-таки на роль просветлённого в фильме, ну, скажем, режиссёра Ридли Скотта. И сейчас вам вот-вот предстоит выйти под свет юпитеров и объективы кинокамер. Снимаемая сцена такова: вы входите в комнату, идёте мимо группки второстепенных персонажей и, приблизившись к главному герою, который донельзя расстроен и потому к вам агрессивен, должны мягко и спокойно с ним заговорить.



Проблема лишь в том, что вы сами – не по роли, а в жизни – чувствуете себя совершенно расстроенным. В последние дни у вас были серьёзные конфликты с супругом (или супругой, партнёром, подругой, близким приятелем – нужное подчеркнуть), у которого появилась досадная привычка допоздна задерживаться на работе, мило болтая с чересчур, на ваш взгляд, дружелюбной секретаршей. Всего полчаса назад вы крупно повздорили по телефону, и вам в категоричной форме было сообщено, что «всё, ничего больше не хочу слышать, отношениям конец!». И короткие гудки в телефонной трубке.

Загорается сет, камеры направляют свои объективы, вот-вот начнётся съёмка. Сказанные в трубку сгоряча слова всё ещё звучат у вас в ушах: «Отношениям конец!» В вас растёт обида и боль. Но, как пел незабвенный Фред Меркури, show must go on – шоу должно продолжаться.

Звучит в мегафон властный глас режиссёра: «Внимание! Мотор! Начали!», и вы – глубокий вдох, расслабленное тело, артистическая грация и ясное внимание – вступаете под свет юпитеров.

Лёгкий, учтивый кивок статистам, и неспешное приближение к главному герою, который смотрит на вас как на смертельного врага. Он обрушивает на вас поток страстных обвинений, а вы слушаете. А потом отвечаете – открыв сердце и призвав внутреннюю мудрость. Вы – здесь и сейчас. Без остатка отданы ситуации, говорите и действуете, словно Будда, только что вышедший из-под сени дерева Бодхи.

И это невзирая на то, что в душе вы по-прежнему расстроены. Вопреки реальным треволнениям, роль сыграна блестяще.

Слышны восхищённые перешёптывания съёмочной группы, режиссёр довольно потирает руки.

Прекрасно. Но вот интересный вопрос – а что, если никто так и не крикнет: «Стоп! Снято»? Не произнесёт в померкнувшем отблеске юпитеров: «Всем спасибо, все свободны»? Что, если продолжить безукоризненно играть, покинув киностудию, сев в машину, вырулив на запруженное в час пик шоссе? А также приехав домой, где ваш партнёр в обиде упаковывает чемоданы? И что, если отныне исполнять роль просветлённого везде и всюду?

Конечно, куда как труднее играть не в сценарных, а реальных – сложных и непредсказуемых – обстоятельствах. Многие «сцены» вы провалите, не единожды отступите от роли, стократ забудете текст. Но если идти здесь до конца, то в итоге обретаешь награду неизмеримо выше каннских премий и «Оскаров» – удивительную, полную творчества жизнь.


1478207290229158.html
1478254120806827.html
    PR.RU™