Этапы развития самосознания у человека

1. Осознание своей тождественности (младенческий возраст) - ребенок отличает ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощуще­ний, вызываемых внешними предметами.

2. Осознание своего «Я» (2-3 года) - стремление самостоятельно удовле­творять свои потребности, стремление быть субъектом деятельности ( Я сам! ).

3. Осознание своих психических свойств на основе обобщения данных самонаблюдения (младший школьный - подростковый возраст).

4. Социально-нравственная самооценка (подростковый - юношеский воз­раст).

Вывод:основными положениями о психике в современной психологии являются следующие утверждения:

1. Психика - это продукт мозга (куска высокоорганизованной ма­терии). Этот продукт имеет две основные функции: отражение и регулирование поведения и деятельности живого организма.

2. Психика тесно связана с деятельностью человека. Психика

проявляется, формируется и развивается в деятельности.

3. Психика находится в постоянном количественном и качествен­ном развитии, что характеризуется появлением у человека но­вообразований.

4. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменени­ем образа жизни (принцип детерминизма - причинной обуслов­ленности развития психики)

5. Развитие психики определяется внешними (социальной средой) и внутренними факторами.

6. Движущими силами психического развития являются внутрен­ние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым овладевает человек.

7. Психика познаваема через анализ деятельности и поведения человека.

Категории психических явлений

В целом психика проявляется в трех категориях психических явлении.

Психические явления
Психические процессы Психические состояния это особен- ности пси- хической деятельност и за неко- торый проме- жуток времени - пас- сивность, актив- ность, тоска Психические свойства это наиболее существенная и устойчивая психическая особенность человека - ха- рактер, темпе- рамент, способ- ности
Познавательные- направлены на познание окружающего мира - ощуще- ние, воспри- ятие, память, мышление, во- ображение, внимание, речь. Эмоциональные- выражающие отношение человека к окружающему миру - ра- дость, гнев. любо- знательность. бережливость и др. Волевые - направле- ны на преодоле- ние внешних или внут- ренних препятст- вии - на- стой- чивость, безволъе, лень и др.



Вопросы для обсуждения и размышления

1. Гипотеза о происхождении сознания человека.

2. Сознательное и бессознательное в психике человека.

3. Отличие сознания человека от психики животного.

Практическое задание

Из художественной, научно-популярной, учебной литературы, из собственного опыта подобрать описание интересных фактов, демон­стрирующих бессознательное в психике человека.

Вопросы к экзамену

1. Коллективный труд и речь - факторы возникновения сознания у человека.

2. Что явилось толчком к возникновению сознания человека? Ответ обоснуйте

3. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву - В. П. Зинченко.

4. Особенности бытийно-деятельностного слоя сознания.

5. Особенности рефлексивно-созерцательного слоя сознания.

6. Структура сознания по З.Фрейду. Бессознательное в психике че­ловека.

7. Классификация неосознаваемых процессов в психике человека.

8. Особенности неосознаваемых механизмов сознательных дейст­вий.

9. Особенности неосознаваемых побудителей сознательных дейст­вий.

10.Особенности «надсознательных» процессов.

11.Самосознание человека. Структура самосознания.

12. Характеристика измерений «Образа Я».

13. Этапы становления самосознания у человека.

14. Категории психических явлений.

15. Основные положения о психике в современной психологии.

Раздел 3

Личность и деятельность

Тема 5 Психологическая теория деятельности

Понятие о деятельности

В основу психологической теории деятельности положен главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятель­ность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в труде А.Н.Леонтьева, в его книге «Деятельность, Сознание. Личность».



Леонтьев А-Н.( 19.03-1979) - известный совет­ский психолог, разработавший общепсихоло- гическую теорию деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онто­генезе, механизмы психических процессов, проблемы человеческого сознания и многое другое.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она имеет следующие уровни.

Во-первых, - уровень особенных деятельности или особых видов деятельности.

Во-вторых, - уровень действий.

В-третьих, - уровень операций.

В-четвертых, - уровень психофизиологических функций.

Начнем рассмотрение уровней с действий и 6удем двигаться к уровню психофизиологических функций, а потом рассмотрим первый уровень.

Уровень действий.

Действие- это процесс, направленный на реализацию цели (это основная единица анализа деятельности).

Цель- это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель всегда сознаваема.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.

1.Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели и ее удержа­ния «размыкание» круга сознан

2. Второй момент: действие - это одновременно и акт поведе­ния, причем в отличие от бихевиоризма, теория деятельности рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием (принцип единства сознания и поведения).

3. Третий момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, то есть источник активности находится в человеке, подчиняясь логике внутренней цели (принцип активности).

4. Четвертый момент: понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, то есть цель дейст­вия может быть любой, а не только и даже не столько биологи­ческой, как, например, получение пищи, избегание опасности и так далее (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Каково соотношение между целью и действием? Цель задает дей­ствие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Цели отличаются большим многообразием и разномасштабностью. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные це­ли, те, в свою очередь, на еще более мелкие, частные и так далее.

Выделяют внешние и внутренние действия.

· внешние действия состоят из системы движений: предметных (взять, перенести, опустить); перемещения (ходьба, бег, прыж­ки); коммуникации (речевые, жесты, мимика и др.);

· внутренние действия (умственные): перцептивные (восприятие внешнего мира); мнвмические (запоминание, воспроизведение, припоминание); мыслительные (решение мыслительных задач); имажетивные (действия, связанные с творческим воображени­ем).

По своему происхождению внутренние, умственные действия производны от внешних предметных действий. С помощью процесса интериоризации происходит переход внешних действий с предметами во внут­ренний план. Обратный процесс называется экстериоризацией.

Уровень операций.

Операция- это способ выполнения действия. Операция характе­ризует, техническую сторону выполнения действий.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, при этом под «условием» понимаются как внешние обстоятельства, так и внутренние возможности самого человека.

Задача- это цель, данная в определенных условиях. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операции или действии, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планиро­вания.

Планируемое дейст­вие Цель Действие
Осуществляющееся действие Цель (условие) Действие(операция) ЗАДАЧА


1314899487695740.html
1314924930317105.html
    PR.RU™