РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие человека как личности происходитв об­щем контексте его «жизненного пути» (С. Л. Рубин­штейн), который определяется как история «формиро­вания иразвития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи исверстника определенного поколения». По Б. Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные сизменениями в образе жизни, сис­теме отношений, жизненной программе и т. д. «Фазы жизненного пути накладываются на возрастные ста­дии онтогенеза, причем в такой степени, что в насто­ящее время некоторые возрастные стадии обознача­ются именнокак фазы жизненного пути, например преддошколъное, дошкольное и школьное детство» (Ананьев Б. Г., 1977,с. 266).

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных соци­альных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономичес­ких условиях региона, страны, в этносоциокультур-ных, национальных традициях того народа, предста­вителем которого он является. Это макроситуация личностного развития.

В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский,складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком иполностью те формы и тот путь, следуя по которо­му ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, покоторо­му социальноестановится индивидуальным» (Выгот­ский Л. С, 1984, с. 258-259).

Социальная ситуация развития, включающая систе­му отношений, различные уровни социального взаимо­действия, различные типы и формы деятельности, рас­сматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуацияможет быть изменена челове­ком подобно тому, как он старается изменить свое мес­то вокружающем мире, осознав, что оно не соответству­ет его возможностям. Если этого не происходит, то воз­никает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями (А. Н. Леонтьев).

Жизненный путь — история формирова­ния и развития личности в определенном обще­стве, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенно­го поколения.

Согласно А. В. Петровскому, сама социальная си­туация развития, или шире — социальная среда, может

быть стабильной или изменяющейся, что означает от­носительную стабильность иизменения в той социаль­ной общности, в которой находится ребенок, человек.

Вхождение ребенка как социального существа вжизнь этойобщины предполагает прохождение трех фаз: адаптациик действующим в этой общности нор­мам, формамвзаимодействия, деятельности; индиви­дуализациикак удовлетворения «потребности инди­вида в максимальной персонализации» и интеграцииличности в этой общности.



Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивиду­альности», с тем чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминирует­ся противоречиями между сложившимся на предыду­щей фазе стремлением субт>екта быть идеально пред­ставленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общнос­ти принять, одобрить и культивировать лишь те демон­стрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способ­ствуют успеху совместной деятельности и т. д.» (Пет­ровский А. В., 1984). Совместная деятельность, осуще­ствляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в кото­рой совершается его (ребенка) жизнь» (А. Г. Асмолов), является одним из основных условий развития лич­ности в любой социальной ситуации.

Адаптация, индивидуализация, интеграция (по А. В. Петровскому) выступают как механизмы взаи­модействия человека и общности, механизмы его со­циализации и личностного развития, которое проис­ходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосо­знания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), сизменением сферы потребностей и мотиваций, на­правленности как системы отношений, с развитием личностной рефлексии, механизма самооценки.

Все стороны личностного развития характеризу­ются внутренней противоречивостью, неоднородно­стью. Так, на примере изменения самооценки млад­шего школьника показано, что личностное развитие асинхронно в структурных компонентах как в коли­чественном, так ив качественном отношении. Было отмечено, что только к концу этого возраста процесс самооценивания ребенка приводит к формированию у него самооценки как личностного образования. При этом, по данным А. В. Захаровой, свозрастом во всех видах деятельности уменьшается количество завы­шенных самооценок и увеличивается число занижен­ных, что свидетельствует о росте у детей критического отношения к себе. Однако это не повышает адекватно­сти самооценки. Количество учащихся с адекватной самооценкой не превышает 40-50%.




1312849333833374.html
1312886176897330.html
    PR.RU™